Выпуск номер 7/631 от 02.09.2000

Майка к доктору пришла

Бутерброд гречке не конкурент

   "Человек есть то, что он ест" - утверждал мудрец, и с ним трудно не согласиться. Что ни говори, здоровье зиждется на трех "китах" - наследственности, экологии и пище. Ученые небезуспешно борятся с "подгулявшей" наследственностью, улучшить экологию нам не под силу, но мы должны хотя бы приучить детей к правильной, то есть полезной для здоровья пище.

   - То, чем мы питаемся, существенно отличается от пищи, употребляемой нашими предками. И если к питанию грудничка родители относятся предельно тщательно и придирчиво, то после трех лет, когда ребенок переводится на общий взрослый стол, начинается полнейшая неразбериха: что можно давать, что нет? Существуют расхожие мифы, и возникают новые по этому поводу. Поэтому мы решили, что не будет лишним проконсультироваться по всем этим вопросам со специалистом - Анатолием Александровичем Корсунским, заместителем главного врача Института педиатрии.
   - Многие современные родители не только сами отказываются от первых блюд, но считают, что и дети вполне могут обойтись без супов.
   - Конечно, без супов прожить можно, но зачем?! Они очень полезны, потому что готовят слизистую желудка, стимулируют его секрецию. Частенько родители сетуют, что ребенок суп не любит. Уверен, что все дело во вкусовых качествах супа. Готовьте вкусно, и вам не составит труда приучить ребенка к супу. Только избегайте давления, не заставляйте есть через силу.
   - Возникло мнение, что полезнее класть отварное мясо в вегетарианский суп: дескать, мясные бульоны вредны.
   - Никакого вреда от мясных бульонов нет, напротив, суп на мясном бульоне вкуснее, а значит, к нему ребенок скорее привыкнет.
   - Немало семей переходит на "европейский" завтрак: чай с бутербродами.
   - Нельзя отказываться от каш, ведь крупы - очень полезный продукт. В них есть все, что необходимо организму - белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Без гречневых, овсяных, пшенных, рисовых каш питание ребенка не будет полноценным. А вот традиционно считающаяся "детской" манная каша бедна витаминами и жирами.
   - Считается, что ребенок обязательно должен пить молоко. Майка прекрасно переносит, но совершенно не любит молоко, что делать?
   - Ничего страшного в этом нет. Молоко с большей пользой для детского организма можно заменить кисломолочными продуктами, которых у нас великое многообразие: ряженка, кефир, простокваша, йогурты. Кисломолочные продукты сочетают в себе молочные белок, жир, углеводы с молочнокислыми бактериями.
   - Можно расставить по полезности эти продукты?
   - Специалисты таких исследований не проводили. Ясно, что дети предпочитают йогурты кефиру из-за сладости, красочной упаковки и фруктовых наполнителей. И в йогуртах, и в кефире содержатся полезные бактерии, но разные, поэтому рекомендуется йогурт есть утром и днем, а кефир пить вечером. Кефир содержит кефирный грибок, а йогурты, ряженка, простокваша, варенец - болгарскую палочку.
   - Кто бы сомневался в полезности творога, содержащего кальций - главный строительный инструмент костей! Но как заставить ребенка есть этот полезный продукт? Можно ли заменить его чем-нибудь, например, сыром?
   - Можно говорить о заменяемости творога сыром, но лучше все-таки не обходиться без творога. А чтобы сделать его желанным для ребенка, следуйте все тому же, уже сказанному, совету - готовьте вкусно. Совсем не обязательно пичкать малыша творогом в "чистом виде". Из него можно приготовить множество вкусностей: сырники, запеканки. А сочетания творога со сметаной, с медом, с вареньем?!
   - Сколько яиц должен есть ребенок "в норме"?
   - 2-3 яйца в неделю не повредит.
   - Почему не стоит увлекаться сосисками и сардельками?
   - Потому что при их производстве смешивается мясо невысоких сортов; в них много соли, жира, и они проходят жесткую термическую обработку. Конечно, ничего страшного не случится, если ребенок съест сосиску. Но лучше, если мама будет готовить мясо так, что колбасные изделия перестанут быть пределом детских мечтаний. Тушеное мясо, на пару, запеченое предпочтительнее жареного.
   - Представление о том, что ребенку не следует есть печенку потому, что она накапливает вредные вещества, имеет реальное основание?
   - Вообще вредные вещества, если накапливаются, то всюду, в мышцах тоже. Исключать печень, богатую витамином А, из детского рациона просто нецелесообразно. Но покупать ее, впрочем, как и другие продукты, надо в магазинах, а не с рук или на стихийных рынках, чтобы быть уверенными в надлежащем санитарном контроле за качеством продукции.
   - Вряд ли кто из родителей сомневается в необходимости овощей и фруктов в рационе ребенка. Однако бытует мнение, что малышам полезны лишь те, что растут в климатическом поясе, в котором родился и живет ребенок, а экзотические плоды нежелательны.
   - На самом деле 3-4-летнему ребенку все равно, к каким фруктам привыкать: к антоновке или ананасам. Чем разнообразнее будет стол ребенка, в том числе и фруктовый, тем лучшее.
   - Майка обожает газированную воду, можно ее давать?
   - Можно, но не надо. Старайтесь привить дочке правильное представление, а следовательно, и привычки в отношении еды и питья. Ребенок должен знать, что сок лучше напитка, а напиток предпочтительнее лимонада.
   - Чем больше ребенок съедает сливочного масла, тем лучше для здоровья?
   - Дошкольнику достаточно 30 граммов сливочного масла в день. Но не следует забывать и о растительном масле. Содержащиеся в нем полинасыщенные жирные кислоты необходимы для правильного развития детского организма.
   - Известно, что чем позже ребенок узнает вкус сладкого, тем лучше. О каких продуктах можно сказать то же самое?
   - Соленья, маринады, копчености. Конечно, здоровый ребенок даже не заболеет, если съест что-нибудь из перечисленного. Но зачем приучать ребенка к вкусностям, которые могут принести только вред здоровью?
   - Значит, если родители любят остренькое, солененькое, жареное, ребенку лучше готовить отдельно?
   - Лучше родителям перейти на более здоровую и полезную пищу. Как говорится, учат не слова, а пример.


Автор: Ольга Мулина